Можно ли общаться с заказчиком в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Проведение государственных закупок построено таким образом, чтобы заказчик выбрал подрядчика основываясь на объективные показатели, такие как стоимость и характеристики предмета закупки. Для исключения субъективной оценки или коррупции, в процедурах установлены определенные правила, чтобы претенденты на контракт были неизвестны вплоть до оглашения результатов.
Эти принципы вполне логичны, однако встречаются ситуации, когда есть острая необходимость в прямом общении. О том как правильно, и главное законно, наладить коммуникацию с заказчиком мы и расскажем в этой статье.
Связь с заказчиком до публикации тендера
До того как закупка появится на торговых площадках и в агрегаторах, она проходит несколько важных стадий, в которых могут поучаствовать поставщики.
Первой такой стадией выступает обязательное общественное обсуждение закупок. Согласно постановлению правительства от 11.12.2019 № 1635, закупки с НМЦК больше 1 миллиарда рублей должны выноситься на общественное обсуждение. Постановление распространяется на заказчиков по 44-ФЗ и в некоторых случаях по 223-ФЗ.
Высказать свои замечания, несогласие или предложения может любой зарегистрированный в ЕИС пользователь. Достаточно лишь перейти в соответствующий раздел информационной системы и выбрать заинтересовавший тендер.
Закупки попадают в раздел из опубликованных планов самих поставщиков и хранятся вплоть до того момента, когда ещё можно отменить проведение торгов.
Обсуждение, кстати, не одностороннее. На каждое высказывание по конкретному тендеру, в течении 2 дней ответит ответственный за проведение обсуждения. Так что данный этап можно считать первой возможностью узнать детали о закупке или даже изменить некоторые параметры.
Второй, более формальной стадией, является консультация. Этот этап совсем необязателен и проводится исключительно по обоюдному желанию заказчика и поставщиков.
Консультация – выгодное мероприятие для обеих сторон. Для заказчиков это отличная возможность скорректировать тендерную документацию, адаптировав её под реалии конкурентной среды. Также, это шанс услышать предложения самих поставщиков, после чего, возможно, изменить требования и характеристики предмета закупки в лучшую сторону, при этом сохранив старую НМЦК. Улучшить условия, проще говоря.
Поставщикам такая встреча тоже выгодна выгодна! Прежде всего, это возможность задать конкретные вопросы и переработать условия, которые потенциально могли бы стать серьёзной проблемой для всех участников.
Можно ли общаться с заказчиком во время подачи заявок?
Да, но есть нюансы. Сейчас объясним!
Дело в том, что если вы не участвовали в консультации или обсуждении тендера, то в некоторых конкурентных процедурах законно выйти на связь с заказчиком не получится вовсе.
При участии в закупках по 44-ФЗ, поставщики могут подать запрос разъяснений. Это делается при появлении вопросов по условиям контракта, заполнению заявки и прочим моментам.
Нюанс кроется в том, что заказчик обязан ответить только на 3 запроса от каждого участника и только при проведении конкурса или аукциона. В других процедурах подать запрос разъяснений можно, но заказчик в праве проигнорировать его.
На практике многие участники, когда заканчивается срок подачи запросов или израсходованы все 3 запроса, пытаются связаться с заказчиком напрямую – по телефону или электронной почте. Данное решение нельзя назвать правомерным, да и всё сказанное заказчиком, с юридической точки зрения, не будет иметь какого либо веса.
По реальному опыту участий хотим отметить, что несмотря на недостатки такого способа коммуникации, метод имеет место быть. Заказчик почти всегда отвечает на возникшие вопросы и идёт на контакт.
Однако, мы не призываем обращаться к заказчику напрямую, ведь правомерность этого действия находится под большим вопросом и не стоит этим злоупотреблять.
Общение с заказчиком после заключения контракта
На данном этапе, как правило, все формальности отходят на второй план. Компания – победитель становится контрагентом и устанавливает связь удобнейшим для обеих сторон образом.
Единственный совет, который мы можем тут дать – стремитесь к связи посредством переписки.
Обсуждение проблем, которые могут возникнуть между заказчиком и поставщиком, лучше всего вести в текстовом формате. Не важно, будут это физические письма, электронная почта или мессенджер – данный факт будет зафиксирован. Это может помочь доказать свою добросовестность и невиновность в случае судебного разбирательства.
Но самый лучший вариант – это отладить уважительные отношения с заказчиком, чтобы даже не задумываться о судах и конфликтах.